Результат логопедических занятий это - достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего речевым возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей.
Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, в предложениях в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный логопедом материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении: во время игр, прогулок и экскурсий, то есть в повседневной жизни.
Вопрос родителей: Почему ребёнок может не говорить?
Ответ логопеда:
- Развитие артикуляционных навыков влияют на развитие речи ребёнка.
Долгое использование поильников, сосок, питьё соков и компотов через трубочку, влияет на развитие артикуляторного аппарата ребёнка.
Развитие мелкой моторики (массаж ручек, пальчиков, игры с мелкими предметами – под присмотром взрослых).
- Отсутствие потребности в речи. Такое может произойти в двух противоположных ситуациях:
- Во-первых, когда с малышом почти не разговаривают, и он много времени проводит перед телевизором или любым гаджетом – общаться в таком случае просто не с кем;
- Во-вторых, когда родители стремятся всё сказать за ребёнка, предугадать его желания по жестам и звукам – и тогда ему просто незачем вступать в общение, его понимают и так.
- Возможно ребёнок часто болеет (соматически ослаблен);
- Происходят какие либо перемены в жизни ребёнка (переезд – не только из города в город, но и из одной квартиры в другую, развод, ссоры родителей при ребёнке);
- Если ребёнку приходится освоить два языка сразу (билингвисты);
- Если у ребёнка ЗРР. Но, такое заключение может поставить только невролог.
Вопрос: Что такое запуск речи? В каком случае требуется ребёнку запуск речи?
Ответ: Запуск речи – это стимуляция речи ребёнка. Мы мотивируем и стимулируем ребёнка на произнесение звуков, слов, фраз. Требуется запуск речи, если у ребёнка нет ни каких отягощающих медицинских проблем, но ребёнок не спешит говорить.
Вопрос: Что мы можем использовать в домашних условиях?
Для запуска речи пригодится язык «жестов». В какой ситуации он пригодится? Если ребёнок много «звучит», сопровождая игру отдельными звуками, иногда даже слогами, но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги и звуки. Чтобы преодолеть речевой барьер ребёнка, как раз стоит использовать в общении с ребёнком подражательные звуковые игры с использованием жестов.
Специалисты расходятся во мнении, с каких звуков нужно начинать работу по запуску речи, гласных или согласных. На мой взгляд, работа по вызыванию гласных звуков должна начинаться ещё далеко в раннем возрасте. (ААА, УУУ, ОООО). Но если этого не произошло, по каким то причинам, то всё - таки вызывать звуки необходимо параллельно, как согласные, так и гласные, потому что слог без гласных звуков представить сложно.
У детей наглядно – образное мышление, восприятие. И этим стоит воспользоваться. Мы вызываем звуки с опорой на жест. Для этого необходимо выбрать любую интересную – мотивационную игру для ребёнка и, неоднократно следует её повторять, при этом проговаривая один и тот же звук, сопровождая этот звук характерным жестом. Каждый раз при проведении игры жест и звук, должны быть одни и те же.
Например: А – укладываем куклу, матрешку, собачку спать. ( при этом обязательно произносим слово СПИ. У – собачка, кукла – ПЛАЧЕТ УУУУ. У неё болит лапка, ручка, ножка…. .
Или согласные звуки:
ВВВ – катаем машину – при этом закусываем нижнюю губу и произносим ВВВВВВВ – не забывая проговорить несколько раз ЕДЕТ. БИ-би ввввв – биби вввв.
Если вы повторяете несколько раз игру, то ребёнку будет не интересно играть с одной и той же машинкой. Приготовьте несколько машинок и по очереди их проигрывайте.
Б – вы можете взять несколько мячей не больших, поместить их в прозрачный контейнер, закрыть крышкой, которую ваш ребёнок без вас не откроет. Привлечь внимание ребёнка, потрясти, чтобы мячи там поперекатывались. Постучите по крышке ТУК-ТУК, откройте крышку, при этом, слегка надув щёки и стукнув кулачком по надутой щеке произнесите с выдохом Б.
Необходимо сказать, что при общении с ребёнком каждое действие необходимо проговаривать. (давай будем пить чай. Даша что делает? Пьет чай. Как Даша пьет чай? Какой чай? Как мама пьет чай? И т.д.)